РТ, г.Нижнекамск ул.Сююмбике

Почему ребенок не говорит в год — изучение проблемы и возможные решения

Особенности развития речевого аппарата

Ребенок осваивает навыки общения, когда понимает, что плач помогает получить еду и заботу. Новорожденные уже с первых месяцев различают важные звуки, например, голос мамы. Со временем дети начинают осознавать звуки речи, формирующие слова их родного языка. К шести месяцам они способны различать все звуки.

Важно! Каждый ребенок имеет свой темп освоения языка, который зависит от индивидуальных особенностей и готовности мозга к произнесению первых слов.

Не все дети следуют естественному пути развития языковых навыков. Иногда задержки возникают из-за проблем со слухом или нарушений в работе органов, отвечающих за речь (центральной нервной системы, легких, горла, полости рта и носа). Внешние условия также могут влиять на развитие речи.

Многие врачи отмечают, что отсутствие речи у ребенка в возрасте одного года может быть связано с различными факторами. Во-первых, это может быть индивидуальная особенность развития, так как каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. Во-вторых, специалисты указывают на важность окружающей среды: недостаток общения и стимуляции со стороны родителей может негативно сказаться на речевом развитии. Также врачи подчеркивают, что наличие слуховых проблем или задержек в общем развитии может стать причиной отсутствия речи. Важно помнить, что ранняя диагностика и своевременное обращение к специалистам могут помочь выявить возможные проблемы и начать коррекцию. Родителям рекомендуется активно взаимодействовать с ребенком, читать книги и играть, чтобы создать благоприятные условия для речевого развития.

Ребёнок не говорит в 3 года. Татьяна ЧерниговскаяРебёнок не говорит в 3 года. Татьяна Черниговская

Нормы развития речи

Сколько времени должен спать ребенок в возрасте 1,5 месяца

Речь — это процесс общения, который требует координации мышц языка, губ, челюстей и голосового аппарата для формирования звуков. В развитии речи и слуха малыш проходит несколько ключевых этапов, демонстрируя определенные достижения.

Новорожденный до 3 месяцев:

  • реагирует на звуки;
  • успокаивается и улыбается при разговоре;
  • плачет по-разному в зависимости от потребностей;
  • начинает издавать простые звуки.

От 4 до 6 месяцев:

  • следит за звуками глазами;
  • реагирует на интонацию голоса матери;
  • распознает предметы, издающие звуки;
  • произносит простые слоги: «ма», «ба», «па»;
  • смеется.

От 7 месяцев до 1 года:

  • поворачивает голову к источнику звука;
  • слушает разговоры взрослых;
  • лепечет группы слогов: «бабабаба», «папапапа», «мамамама»;
  • подражает звукам речи;
  • понимает некоторые слова и связывает их с предметами;
  • общается жестами, например, поднимает руки;
  • может произносить короткие слова.

От года до двух лет:

  • знает названия частей тела и показывает их;
  • выполняет простые команды, например, «Дай мне мяч»;
  • слушает рассказы, песни и стихи;
  • соединяет слова в простые фразы: «Где папа?»;
  • расширяет словарный запас;
  • начинает произносить больше согласных звуков.

Когда говорят, что ребенок начинает говорить в год, это означает, что он может произносить несколько простых слов и понимает обращенную к нему речь.

Младенец улыбается маме

Возможная причина задержки речи Признаки Рекомендации
Нарушение слуха Отсутствие реакции на звуки, непонимание обращенной речи, отставание в развитии речевого восприятия. Проверка слуха у специалиста (сурдолога), ранняя коррекция слуха (слухопротезирование, кохлеарная имплантация).
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) Задержка в развитии всех сторон психики, недостаточный словарный запас, трудности с пониманием речи, отсутствие интереса к общению. Занятия с логопедом, психологом, нейропсихологом, стимулирующие игры и упражнения.
Аутизм Отсутствие контакта глаз, непонимание социальных сигналов, стереотипные движения, ограниченный круг интересов, эхолалия. Комплексная реабилитация, работа с дефектологом, психологом, а также специализированная терапия.
Органическое поражение ЦНС Двигательные нарушения, судороги, отставание в психомоторном развитии. Обследование у невролога, лечение основного заболевания, реабилитационные мероприятия.
Неблагоприятные условия воспитания Ограниченное общение с ребенком, недостаток стимуляции речи, отсутствие речевой среды. Изменение условий воспитания, активное общение с ребенком, чтение книг, развитие речевых навыков в игровой форме.
Врожденные аномалии развития речевого аппарата Анатомические особенности строения рта, языка, нёба. Консультация логопеда, хирургическое вмешательство (при необходимости), логопедическая коррекция.

Тревожные симптомы

Можно говорить о задержке речевого развития, когда ребенок осваивает этапы речи позже ожидаемого. Например, если к году он не произносит слово «мама», это не всегда указывает на нарушения, особенно если он издает другие звуки.

Родителям сложно определить, сколько времени нужно ребенку для достижения следующего этапа речевого развития, и они начинают переживать, предполагая наличие проблем, требующих вмешательства специалистов.

Важно! Если ребенок не реагирует на звуки и не издает их, необходимо обратиться к врачу.

Признаки возможных проблем с речевым развитием по возрасту:

  1. В один год: не использует жесты для общения (не показывает на предметы, не машет на прощание и т. д.);
  2. В полтора года: общается жестами, не пытается произносить слоги, не может имитировать звуки, плохо понимает или не понимает обращенные к нему просьбы;
  3. В два года: повторяет слова и действия взрослых, не проявляет инициативы в общении, имеет необычный тон голоса (например, хрипит).

Важно! Если ребенок не произносит слова так, что их не понимает даже мама (в два года она должна понимать около половины слов, а в три года – примерно 75%), это также является основанием для обращения к специалисту.

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок в возрасте одного года не начинает говорить. Это может вызывать беспокойство и вопросы о развитии малыша. Специалисты отмечают, что причины могут быть разнообразными. Одной из них является индивидуальная скорость развития: некоторые дети начинают говорить позже, чем их сверстники, и это может быть нормой. Также важно учитывать, что окружение играет значительную роль. Частое общение с ребенком, чтение книг и игра с ним способствуют развитию речи. В некоторых случаях задержка может быть связана с медицинскими факторами, такими как слуховые нарушения или неврологические проблемы. Родителям стоит обратиться к педиатру или логопеду для консультации, если они обеспокоены развитием речи своего ребенка. Главное — не паниковать и создать для малыша благоприятные условия для общения и обучения.

Речь ребёнка в 1 год, причины почему ребёнок не говорит.Речь ребёнка в 1 год, причины почему ребёнок не говорит.

Причины задержки развития речи

Что делать, если ребенок ударился затылком

Причины, по которым годовалый малыш не говорит слогами и не проявляет интереса к общению:

  1. Анатомические особенности, влияющие на развитие речи. Например, короткая уздечка языка может ограничивать его движения при произнесении звуков.
  2. Проблемы со слухом, возникающие из-за аномалий в развитии плода, наследственных заболеваний или осложнений после ушных инфекций.

Важно! Если у младенца проблемы со слухом, он не сможет имитировать звуки и понимать обращенные к нему слова.

  1. Генетические факторы. Если у родственников малыша были задержки в речи, есть вероятность, что и он будет говорить позже.
  2. Нарушения орально-моторных функций. Эти проблемы возникают, когда в мозге, отвечающем за речь, есть сбои, затрудняющие координацию движений языка, челюсти и губ.
  3. Аутизм. Дети с аутическими расстройствами начинают говорить значительно позже из-за замкнутости и отстраненности от окружающего мира.
  4. Задержки в психическом развитии.
  5. Половая принадлежность. Исследования показывают, что мальчики начинают говорить позже девочек, хотя это не касается всех. Мальчики быстрее формируют слова в предложения.
  6. Одновременное изучение нескольких языков. Если в семье говорят на разных языках, малышу потребуется больше времени для распознавания звуков и понимания значений слов.

Важно! Для успешного освоения нескольких языков каждый взрослый должен общаться с ребенком на одном языке, чтобы облегчить ассоциацию человека с характерными звуками и ускорить процесс овладения языком.

  1. Наличие хронических заболеваний. Серьезные болезни в раннем возрасте могут снизить интерес ребенка к познавательной деятельности.
  2. Эмоциональные стрессы. Сильные эмоциональные потрясения, например, неблагоприятная обстановка в семье или разлука с матерью, могут замедлить развитие речи.
  3. Недостаток общения. В семьях, где малышу уделяется мало внимания и отсутствует взаимодействие через жесты или разговоры, речевые навыки развиваются с задержкой.
  4. Чрезмерная опека. Когда ребенка не побуждают выражать желания и стараются предугадать их, мотивация к произнесению слов снижается.

Короткая уздечка у ребенка

Способы ускорения развития речи

Если у вашего малыша нет серьезных проблем с речевым развитием, родители могут способствовать его разговорным навыкам, уделяя внимание ребенку в течение дня:

  1. Общайтесь с малышом с рождения. Голос родителей успокаивает и помогает осознать, что язык — это средство общения.
  2. Если ребенку меньше шести месяцев, можно использовать детскую речь или имитировать голоса мультяшных персонажей. С шестимесячного возраста лучше говорить обычным тоном, избегая криков и чрезмерного «сюрюсюканья». Ребенок будет подражать звукам, которые слышит от родителей.
  3. Используйте короткие слова из одного или двух слогов, когда что-то просите, например, «дай», «стой», «пока». При попытках произнести длинные слова, младенец часто говорит только последний слог, что затрудняет понимание.
  4. Годовалый малыш активно воспринимает окружающее. Во время прогулок рассказывайте о цветах машин, о том, куда вы направляетесь и т.д.
  5. Книги с картинками способствуют развитию речевых навыков. Показывайте малышу животных и просите угадать, кто это. Скоро он начнет называть любимых персонажей.
  6. Игры способствуют речевой активности. Выберите любимую игрушку малыша, покажите ее, а затем спрячьте, например, под другими игрушками. Побуждайте ребенка искать ее, перебирая предметы и задавая вопросы о каждом.
  7. Дети любят музыку, песенки и стишки, и с удовольствием повторяют их за родителями. Они быстро запоминают мелодии и радуются знакомым звукам.

Не стоит волноваться, если к году ваш малыш не говорит много слов или произносит только слоги. При терпеливом подходе и достаточном внимании он вскоре начнет радовать вас своими успехами.

Мама разговаривает с грудничком

Ребенок не говорит в год? Это ЗРР? Или еще рано беспокоиться?Ребенок не говорит в год? Это ЗРР? Или еще рано беспокоиться?

Вопрос-ответ

Что должен говорить ребенок в 1 год?

В возрасте одного года ребенок обычно начинает произносить простые слова, такие как «мама», «папа», а также может пытаться повторять звуки и слова, которые слышит от взрослых. Важно отметить, что в этом возрасте речь еще неразборчива, и дети могут использовать жесты и мимику для общения.

Что тормозит развитие речи у ребенка?

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести: нарушения слуха, недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба, нарушения зрения, поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год).

В каком возрасте нужно бить тревогу, если ребенок не говорит?

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу. В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения.

В каком возрасте считается задержка речи?

Ребенок с задержкой развития речи — это ребенок в возрасте от 18 до 30 месяцев, который хорошо понимает язык, обычно развивает игровые навыки, моторику, мыслительные и социальные навыки, но имеет ограниченный словарный запас для разговорной речи для его возраста.

Советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на развитие слуха вашего ребенка. Убедитесь, что он реагирует на звуки и обращение к нему. Если вы заметили, что ребенок не реагирует на звуки или не поворачивает голову в сторону источника звука, это может быть признаком проблемы со слухом, и стоит обратиться к специалисту.

СОВЕТ №2

Создайте языковую среду вокруг ребенка. Читайте ему книги, разговаривайте и пойте песни. Чем больше ваш ребенок будет слышать речь, тем быстрее он начнет ее осваивать. Используйте простые слова и фразы, чтобы он мог легче их запомнить и повторить.

СОВЕТ №3

Не сравнивайте развитие вашего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок уникален и развивается в своем темпе. Если вас беспокоит задержка в речи, лучше всего проконсультироваться с педиатром или логопедом, который сможет дать профессиональные рекомендации.

СОВЕТ №4

Обратите внимание на невербальные способы общения вашего ребенка. Если он использует жесты, мимику или указывает на предметы, это также важные этапы в развитии речи. Поддерживайте его попытки общения и поощряйте его выражать свои мысли и желания.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Присодиняетсь к нам в соц.сетях
Принимаем к оплате
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ