Виды прикорма новорожденных
Существуют два типа прикорма: педагогический и педиатрический.
Врачи отмечают, что педагогический прикорм грудного ребенка становится все более популярным среди родителей, стремящихся развивать у малыша здоровые пищевые привычки. Специалисты подчеркивают важность постепенного введения новых продуктов в рацион, начиная с овощей и фруктов, чтобы ребенок мог адаптироваться к различным вкусам и текстурам. Это не только способствует формированию предпочтений, но и помогает избежать аллергий. Врачи рекомендуют родителям быть внимательными к реакциям ребенка на новые продукты и не спешить с введением сложных блюд. Кроме того, важно, чтобы процесс прикорма проходил в спокойной обстановке, что способствует положительному восприятию пищи. Правильный подход к педагогическому прикорму может значительно повлиять на дальнейшее отношение ребенка к еде и его здоровье в будущем.
Педиатрический
Педиатрический прикорм — это последовательное введение новых продуктов в рацион ребенка по установленной схеме. Все продукты должны быть однородными и без твердых частиц. Начинается прикорм с одной чайной ложки, постепенно увеличивая объем.
Обратите внимание! Для прикорма можно использовать готовые баночные продукты для детского питания.
Прикорм вводится при наличии следующих признаков:
- ребенок уверенно держит голову;
- может сидеть почти без посторонней помощи;
- открывает рот, когда к нему подносят ложку с едой;
- закрывает рот с ложкой, удерживает пищу и глотает ее.
Продукт | Возраст (примерный) | Признаки готовности ребенка |
---|---|---|
Кабачок | 4-6 месяцев | Хорошо держит голову, проявляет интерес к еде, может сидеть с поддержкой |
Брокколи | 5-7 месяцев | Хорошо пережевывает, не выплевывает пищу, отсутствуют аллергические реакции на другие овощи |
Картофель | 6-8 месяцев | Хорошо переваривает другие овощи, нет запоров |
Цветная капуста | 6-8 месяцев | Хорошо переваривает другие овощи, нет аллергии на крестоцветные |
Тыква | 5-7 месяцев | Хорошо переваривает другие овощи, нет аллергии |
Мясо (говядина, индейка) | 7-9 месяцев | Хорошо переваривает овощи, нет аллергии на белок коровьего молока |
Куриное мясо | 8-10 месяцев | Хорошо переваривает другие виды мяса, нет аллергии |
Желток яйца | 8-10 месяцев | Хорошо переваривает другие продукты, нет аллергии на яйца |
Гречневая каша (безмолочная) | 6-8 месяцев | Хорошо переваривает овощи, нет аллергии на глютен |
Рисовая каша (безмолочная) | 6-8 месяцев | Хорошо переваривает овощи, нет аллергии на глютен |
Педагогический
Педагогический прикорм – это процесс, когда малыш проявляет интерес к пище родителей. Ребенку предлагают еду, которую он хочет попробовать, что помогает ему знакомиться с различными продуктами и адаптироваться к общему столу. При этом основой рациона остается материнское молоко.
Педагогический прикорм грудного ребенка вызывает множество обсуждений среди родителей и специалистов. Многие мамы и папы отмечают, что этот подход помогает детям развивать самостоятельность и интерес к еде. Родители делятся положительным опытом, когда их малыши с удовольствием пробуют новые продукты, а также учатся различать вкусы и текстуры.
Некоторые эксперты подчеркивают важность наблюдения за реакцией ребенка на разные продукты, что позволяет избежать принуждения и стресса во время кормления. Однако встречаются и скептики, которые считают, что такой метод может быть рискованным, особенно для детей с аллергиями или проблемами с пищеварением. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к прикорму должен быть индивидуальным, учитывающим его потребности и предпочтения.
Что такое педагогический прикорм
Новорожденный тужится и кряхтит — в чем причина
Педагогический метод введения прикорма не требует строгого расписания по количеству и типам продуктов. Специальные блюда для малыша не готовят.
Важно! Ребенка не принуждают к еде; ключевым моментом является его интерес к пище.
Преимущества этого метода заключаются в том, что он помогает ребенку адаптироваться к еде. Малыш знакомится с твердой пищей и осваивает жевание. Наблюдая за родителями, он учится пользоваться посудой и столовыми приборами, а его организм привыкает к продуктам, которые употребляет семья.
Преимущества
Преимущества педагогического прикорма:
- отсутствие проблем с аппетитом у ребенка;
- активный интерес к пище;
- обучение правильному использованию столовых приборов;
- усвоение семейных традиций во время совместных приемов пищи;
- экономия времени на приготовление отдельных блюд для ребенка;
- небольшие порции твердой пищи способствуют выработке необходимых ферментов в пищеварительной системе малыша;
- ребенок учится жевать;
- отпадает необходимость в покупке дорогих пюре и каш в баночках.
Недостатки
К минусам педагогического прикорма относятся:
- отсутствие научных исследований о его безопасности;
- необходимость адаптировать семейное меню для обеспечения младенца витаминами и микроэлементами;
- молодым мамам потребуется больше времени на приготовление пищи и уборку из-за возможного загрязнения пространства во время кормления;
- родителям сложно определить источник аллергии;
- при первой попытке ребенок может подавиться.
Основные правила педагогического прикорма
Ребенок в возрасте 4 месяцев не переворачивается на живот.
Важно! Перед началом педагогического прикорма проконсультируйтесь с педиатром. Врач оценит состояние малыша, сопоставит его параметры с нормами роста и веса, а также с этапами развития.
В каком возрасте начинать
Начинать прикорм можно с трех месяцев, когда ребенок осознает важность еды в жизни семьи. Примерно через два месяца исчезает выталкивающий рефлекс, из-за которого малыш выплевывает все, что попадает в рот.
Прикорм следует начинать при наличии следующих признаков:
- ребенок умеет держать предметы в руках;
- он не выплевывает пищу;
- малыш проявляет интерес к еде;
- при введении новой пищи у ребенка нет рвоты.
С каких продуктов начинать
Прикорм лучше начинать с овощей и каш. Через несколько месяцев можно вводить фрукты и ягоды.
Дозировка продуктов
В одно время ребенку можно предложить две-три небольшие порции нового продукта. С возрастом ассортимент вводимых продуктов увеличивается. Наряду с прикормом продолжайте кормить малыша грудным молоком или использовать искусственное вскармливание.
Правила кормления
В первые недели жизни малыш во время кормления сидит на коленях у мамы и пробует небольшие порции пищи с ее тарелки.
Важно помнить! Это возможно только для мам, придерживающихся правильного питания и употребляющих натуральные продукты. Сосиски или кетчуп не подойдут для младенца.
Ребенку следует предлагать разнообразные виды пищи. Если что-то не понравится, не стоит на этом настаивать. После введения нового продукта рекомендуется подождать несколько дней, чтобы выявить возможные аллергические реакции.
При использовании метода педагогического прикорма суть заключается в постепенном добавлении новых видов пищи в рацион.
Пошаговое введение педагогического прикорма:
- мама выкладывает на тарелку безопасные для малыша продукты;
- ребенок сидит на коленях у мамы и держит ложку;
- как только малыш потянется к еде, мама предлагает ему небольшое количество одного из продуктов;
- малыш пробует блюдо (или выплевывает его);
- если блюдо понравилось, можно предложить еще две такие же порции;
- продолжаем давать малышу микродозы этого блюда в течение нескольких дней;
- затем ребенку предлагают новую, вкусную еду.
Другое
Некоторые родители беспокоятся о введении «взрослой» пищи в рацион малыша, опасаясь удушья. Это можно предотвратить, нарезая еду на маленькие кусочки. Если ребенок попытается проглотить слишком большой кусок, маме следует аккуратно извлечь его пальцем.
С девяти месяцев объем прикорма можно немного увеличить. К году ребенку можно предлагать до 2 столовых ложек прикорма за один прием пищи.
При введении педагогического прикорма во время грудного вскармливания учитывайте:
- Следите за состоянием здоровья малыша. При наличии аллергии или проблем с пищеварением будьте осторожны с новой пищей.
- Человек, с чьей тарелки ест ребенок, должен быть здоров, без кариеса, язвенной болезни или острых респираторных инфекций.
- Убедитесь, что нездоровая пища недоступна малышу. Все члены семьи должны придерживаться здорового питания.
- Не отвлекайте малыша во время еды. Не превращайте кормление в представление. Важно поддерживать интерес ребенка к пище, что поможет сформировать правильные привычки за столом.
Схема введения продуктов в прикорм
Купание новорожденного в ванне
Многие молодые мамы знакомят малыша с прикормом, предлагая сок. Однако это неправильный подход: педиатры утверждают, что при достаточном количестве витаминов и микроэлементов в грудном молоке сок не следует давать до девяти месяцев. Европейские специалисты также подчеркивают, что преждевременное введение сока может негативно сказаться на здоровье ребенка. Рекомендации по прикорму советуют начинать с каш или фруктов.
Таблица по месяцам
Рекомендации ВОЗ по введению прикорма для детей
Название продукта для прикорма | Возраст для введения | Начальный объем порции |
---|---|---|
Овощное пюре | 5 месяцев | Половина чайной ложки |
Растительное масло (кукурузное, подсолнечное, оливковое) | 6 месяцев | 3-5 капель, постепенно до одной чайной ложки |
Каши без молока | 6,5 месяцев | Половина чайной ложки |
Сливочное масло | 7 месяцев | Одна восьмая чайной ложки |
Фруктовое пюре | 7 месяцев | Половина чайной ложки |
Каши на молоке | 8 месяцев | Половина чайной ложки |
Мясное пюре | 8 месяцев | ¼ чайной ложки |
Куриный желток | 8 месяцев | Одна восьмая часть |
Детское печенье | 9 месяцев | Восьмая часть |
Кефир, йогурт | 9 месяцев | Половина чайной ложки |
Субпродукты | 10 месяцев | Половина чайной ложки, 2 раза в неделю |
Рыба | 10-11 месяцев | Половина чайной ложки |
Разбавленный водой сок | 10 месяцев | Несколько капель |
Манная, ячневая, перловая каши | 12 месяцев | 2 чайные ложки |
Ягодное пюре | 12 месяцев | Половина чайной ложки |
Признаки неправильного введения прикорма
Одним из сигналов неправильного введения прикорма является отказ ребенка от пищи после успешных проб и хорошего аппетита. Это может указывать на переедание.
Для решения проблемы в течение нескольких дней не следует садить малыша за стол. Если за это время он вновь проявит интерес к еде, можно возобновить педагогический подход.
Мнение Комаровского про педагогический прикорм
Доктор Комаровский считает, что педагогический прикорм не приносит ни вреда, ни пользы. Он рекомендует знакомить ребенка с злаками, мясом и другими продуктами по традиционной методике, поддерживаемой детскими врачами.
По его мнению, классический подход к введению прикорма более безопасен и удобен для родителей. Педагогический метод представляет собой развлечение, которое может быть рискованным.
Введение прикорма по «педагогическому» принципу имеет свои плюсы и минусы. Одним из достоинств является возможность приучить ребенка к разнообразной пище с раннего возраста. Однако недостатком является отсутствие научных доказательств безопасности педагогического прикорма, особенно для детей, склонных к аллергическим реакциям. Перед его применением рекомендуется проконсультироваться с педиатром.
Вопрос-ответ
Как правильно начать педагогический прикорм?
С чего начать педагогический прикорм? Педагогический прикорм предусматривает кормление ребенка кусочками. Сначала малышу предлагают овощи и фрукты, более твердые продукты термически обрабатывают, чтобы малышу было легче их жевать. Мясо предлагают большим куском, чтобы кроха мог брать его в руку и сосать.
Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического?
Педиатрический прикорм предполагает четкий алгоритм введения конкретных продуктов определенной консистенции в рекомендованные сроки. Педагогический прикорм (или педприкорм) намного лояльней к маме. Суть в том, что ребенок начинает есть «из взрослой тарелки» самостоятельно или с помощью взрослого.
Советы
СОВЕТ №1
Начинайте вводить прикорм не ранее 6 месяцев, когда у ребенка уже развиты необходимые навыки, такие как сидение и удержание пищи. Это поможет избежать проблем с пищеварением и аллергическими реакциями.
СОВЕТ №2
Предлагайте ребенку разнообразные продукты, начиная с овощей и фруктов, чтобы развить его вкусовые предпочтения. Начинайте с одного продукта, чтобы отслеживать возможные аллергии, и постепенно добавляйте новые.
СОВЕТ №3
Создайте позитивную атмосферу во время кормления. Позвольте ребенку исследовать пищу, трогать и пробовать ее, чтобы сделать процесс более увлекательным и интересным для него.
СОВЕТ №4
Не спешите с количеством пищи. Начинайте с небольших порций и постепенно увеличивайте их, ориентируясь на аппетит и предпочтения вашего ребенка. Важно, чтобы он не испытывал стресса во время еды.