РТ, г.Нижнекамск ул.Сююмбике

Когда ребенок начинает держать игрушку в руках: важные этапы развития

Особенности развития хватательного рефлекса

Когда малыш начинает держать предметы, перед ним открывается мир игр. Первые проявления хватательного рефлекса становятся основой для навыков самостоятельного питания, рисования и письма.

Развитие хватательного рефлекса происходит поэтапно. Эта врожденная реакция требует около года для совершенствования. В течение этого времени движения ребенка становятся более уверенными и осознанными. Интенсивное развитие рефлекса начинается с трех месяцев.

Этапы формирования реакций:

  1. От рождения до 2 месяцев. Новорожденные обладают врожденными рефлексами. При нажатии на ладонь младенец автоматически сжимает ее. В первые недели жизни малыш держит ручки сжатыми, но вскоре начинает открывать и закрывать ладошки, исследуя окружающий мир.

  2. В 3 месяца. Ребенок не осознает своих желаний, но рефлексы развиваются. Он начинает тянуться к игрушкам, что способствует развитию зрения и координации рук.

    Рекомендация. Чтобы стимулировать положительные реакции, повесьте над головой малыша мобиль с погремушками. Также можно играть с ним, накрывая лицо пеленкой и затем убирая ее, чтобы он пытался сделать это самостоятельно.

  3. С 4 до 8 месяцев. Ребенок становится любопытным и активно исследует мир.

    Важно! Уберите опасные предметы и игрушки с мелкими деталями.

    К восьми месяцам малыш уже умеет крепко держать вещи, хотя ловкости ему не хватает. В этот период он начинает брать предметы и пробовать их на вкус. Можно дать ему детскую ложечку для игры.

  4. С 9 до 12 месяцев. Хватательный навык закрепляется, ручки становятся крепче, а захват – надежнее. До двух лет малыш не различает правую и левую руку.

  5. После года. Годовалый ребенок открывает для себя бросание игрушек, ожидая, когда мама поднимет их. Это нормальное поведение, требующее терпения от родителей. С двух лет дети начинают проявлять интерес к рисованию, а в три года координация движений позволяет им оставлять подпись на бумаге.

Если малыш не проявляет интереса к предметам (не смотрит и не пытается их схватить), стоит обратиться к специалисту. Также следует проконсультироваться с врачом, если ребенок не умеет хватать и удерживать предметы в девять месяцев.

На заметку. У детей, родившихся раньше срока, этапы развития хватательных функций могут задерживаться, что сдвигает указанные сроки.

Младенец играет

Врачи отмечают, что развитие моторики у детей происходит поэтапно, и один из ключевых моментов — это способность держать игрушку в руках. Обычно этот навык начинает формироваться в возрасте около трех месяцев, когда малыш начинает осознавать свои руки и их возможности. Врачи подчеркивают, что в этом возрасте дети могут хватать предметы, но их хватка еще неустойчива и неосознанна.

К шести месяцам большинство детей уже уверенно держат игрушки, что связано с развитием мышечной силы и координации. Важно, чтобы родители предоставляли ребенку разнообразные игрушки, способствующие развитию моторики, такие как мягкие мячики или погремушки. Врачи советуют наблюдать за процессом и поддерживать интерес малыша к играм, так как это способствует не только физическому, но и когнитивному развитию.

КОГДА ДЕТИ НАЧИНАЮТ ДЕРЖАТЬ ИГРУШКИ В РУКАХ | Развитие хватательного рефлекса у младенцевКОГДА ДЕТИ НАЧИНАЮТ ДЕРЖАТЬ ИГРУШКИ В РУКАХ | Развитие хватательного рефлекса у младенцев

Когда ребенок держит игрушку

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Многие считают, что младенцы могут удерживать предметы с рождения благодаря хватательному рефлексу. На самом деле уверенно держать вещи и осознанно манипулировать ими дети начинают только после 4 месяцев. К 6 месяцам они могут брать предметы из разных положений и удерживать их обеими руками.

После полугода дети могут долго играть с погремушками и формируют набор любимых игрушек. Это можно использовать для развития двигательных навыков: потяните игрушку, которую держит ребенок, к себе, чтобы активировать его мышцы. Полезно также тренировать умение перекладывать игрушки из одной руки в другую.

Возраст (месяцы) Этап развития хвата Описание
1-3 Рефлекторный захват Ребенок случайно хватает предметы, используя рефлекс хвата. Хват слабый и неконтролируемый.
3-4 Ручной захват Ребенок начинает целенаправленно хватать предметы, используя всю ладонь. Хват все еще не очень сильный.
4-6 Щипковый захват Ребенок начинает брать мелкие предметы, используя большой и указательный пальцы. Хват становится более точным и контролируемым.
6-9 Усовершенствованный щипковый захват Ребенок может уверенно брать и манипулировать мелкими предметами, используя большой и указательный пальцы. Может перекладывать предметы из руки в руку.
9-12 Прецизионный захват Ребенок может использовать пинцетный захват (большой и указательный палец) для очень мелких предметов. Развивается координация движений рук.

Роль игрушки в развитии личности

Игрушка становится верным спутником ребенка с первых дней жизни, влияя на его физическое и психическое развитие. Она способствует формированию следующих навыков:

  • Память;
  • Внимание;
  • Воображение;
  • Моторика;
  • Ловкость;
  • Координация;
  • Зрение;
  • Восприятие звуков;
  • Социальные умения.

Когда ребенок начинает пытаться сесть в 4 месяца — это нормально.

С помощью игрушек малыш знакомится с цветом, количеством, формой и размером. Регулярная игра развивает его психику, что влияет на формирование личности.

Игрушка — первый учитель ребенка, созданный взрослыми для подготовки к социальным взаимодействиям и вхождению в мир взрослых.

Сначала младенцам предлагают погремушки. Они помогают родителям установить эмоциональную связь с малышом, сопровождая игру ласковыми словами и улыбками. Яркий дизайн и звуки погремушки привлекают внимание ребенка. К полугоду малыш начинает активно хватать ее, что развивает реакцию, координацию и зрительное внимание. Он размахивает, бросает, поднимает и трясет погремушку, осознавая причинно-следственные связи: годовалый ребенок понимает, что его действия приводят к определенным последствиям (например, тряска игрушки издает звук).

Контакт с музыкальными игрушками (барабаны, колокольчики, погремушки, детские гармошки) развивает музыкальный вкус и чувство ритма.

Играя с дидактическими игрушками (сборно-разборными конструкциями), годовалый малыш улучшает моторику, проявляет самостоятельность, осознает результаты своих усилий и осваивает сенсорные эталоны. Яркий внешний вид игрушек и разнообразие цветов способствуют развитию эстетического вкуса.

В дошкольном возрасте используются строительные, режиссерские, сюжетно-ролевые и другие игры. Эти занятия развивают воображение, формируют социальные навыки и знакомят с различными профессиями.

Важно правильно выбирать игрушки, учитывая возраст, особенности развития и интересы ребенка.

Мобиль с погремушками

Многие родители с нетерпением ждут момента, когда их малыш начнет держать игрушки в руках. Этот этап развития часто становится важным событием в жизни семьи. Специалисты отмечают, что обычно дети начинают хватать предметы в возрасте около 3-4 месяцев. Вначале это происходит случайно, но вскоре они осваивают координацию движений и начинают целенаправленно тянуться к игрушкам.

Родители делятся своими впечатлениями: кто-то вспоминает, как их ребенок с восторгом хватал мягкие игрушки, а кто-то отмечает, что малыш предпочитал более твердые предметы, такие как погремушки. Важно, чтобы игрушки были безопасными и подходили по возрасту, ведь это не только развивает моторику, но и стимулирует любопытство.

Многие замечают, что в этот период дети начинают активно исследовать мир вокруг себя, и игрушки становятся не просто предметами, а настоящими помощниками в обучении и развитии. Этот процесс приносит радость и родителям, и детям, создавая незабываемые моменты общения и игры.

В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕРЖИТ ИГРУШИ | Как помочь ребенку научиться держать игрушки в рукахВ ЭТОМ ВОЗРАСТЕ РЕБЕНОК ДЕРЖИТ ИГРУШИ | Как помочь ребенку научиться держать игрушки в руках

Как научить ребенка держать игрушку

Сколько должен весить ребенок в 11 месяцев

Для развития хватательных навыков у малыша полезно заниматься массажем пальчиков и физическими упражнениями.

Создайте комфортную атмосферу: ребенок должен быть в хорошем настроении, а во время занятий общайтесь с ним и улыбайтесь. В начале могут возникнуть трудности, но многократное повторение поможет закрепить навык.

Вот несколько рекомендаций для стимулирования развития умений:

  1. Когда малыш соединяет ручки над грудью, помогите ему: сведите ручки вместе, чтобы он почувствовал прикосновение пальчиков. Это можно делать во время кормления, позволяя ребенку обвивать бутылочку руками. Удобно тренировать этот навык, когда кроха сидит на коленях у взрослого. В этот момент разводите и сводите его руки, соединяя пальчики.

  2. Эффективный метод – вкладывание предметов в руку ребенка. Возьмите погремушку (лучше в форме кольца) и привлеките внимание малыша, водя ею перед его глазами и издавая звуки. Затем аккуратно разожмите кулачок младенца и помассируйте его пальчики. После этого снова привлечите внимание к предмету, и малыш сам потянется за ним. Когда это произойдет, положите игрушку в ладонь так, чтобы он мог ухватиться за кольцо четырьмя пальцами (большой палец сверху). Навык будет закрепляться через повторения.

  3. Хватание предметов. В начале ребенок берет и удерживает любые вещи, не различая их по назначению. К 6 месяцам его действия становятся более осмысленными: малыш начинает выделять один предмет из нескольких и старается дотянуться только до него. Помогая ребенку развивать этот навык, родители способствуют формированию нейронных связей между зрительными и двигательными центрами. Когда навык закрепляется, кроха начинает хватать все, что попадается ему под руку, независимо от положения. В этот период важно обеспечить безопасность окружающих предметов, чтобы они различались по форме, размеру и цвету.

Развитие хватательного рефлекса у новорожденного

В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?В каком возрасте ребёнок начинает держать игрушку в руках?

Какие игрушки полезно давать ребенку

В первые месяцы жизни популярны погремушки. Существует множество видов погремушек для мальчиков и девочек:

  • Подвесные игрушки (размещаются над кроваткой или в коляске);
  • Браслеты и носочки (из ткани, крепятся на руках и ногах, развивают моторику);
  • Кольца (могут быть в форме квадрата или треугольника, предназначены для захвата);
  • Прорезыватели (используются при появлении зубов);
  • Шуршалки (из ткани с наполнителями, создающими звук);
  • Слингоигрушки (прикрепляются к слингу для развлечения ребенка во время прогулок).

Интересный факт. Погремушки могут быть из одного или нескольких материалов: пластика, силикона и ткани.

Кукла — важная игрушка для детей дошкольного возраста. Она становится другом и партнером для общения. Ребенок наделяет куклу характером и эмоциями, что влияет на игру. Взаимодействуя с куклой, малыш учится заботиться о «друге», воспитывает его и передает свои знания. Действия с игрушкой отражают поведение родителей. Играя с куклой, ребенок воспроизводит различные модели поведения и оценивает их.

Также важны игрушки-орудия (лопатки, ведерки), технические игрушки (машинки, самолеты), спортивные и моторные игрушки, а также самодельные изделия.

Развитие хватательного навыка — ключевая функция, влияющая на формирование физических и психических качеств ребенка. Знание о том, в каком возрасте новорожденный должен уметь держать игрушку, поможет родителям вовремя развивать необходимые навыки.

Погремушка-прорезыватель для зубов

Вопрос-ответ

Когда ребенок берет в руки погремушку?

Игры с малышом 3 месяцев. В этом возрасте малыши уже осознанно начинают играть погремушками. Ручка малыша берется в мамину руку, и трясется погремушка. Ребенок при этом получает не только слуховые и зрительные ощущения, но и развивает рецепторы, которые находятся на кончиках пальцев.

Когда ребенок перестает дергать ручками и ножками?

Почему дрожит подбородок у младенца: вариант нормы. По мере развития нервной ткани тремор у деток исчезает. Как правило, это происходит к трехмесячному возрасту, но в некоторых случаях (например, при сильном волнении или плаче) может сохраняться до 2-х лет.

Когда ребенок начинает понимать, что его ругают?

В 9 месяцев у ребенка появляются первые предпочтения в играх и еде. Он понимает, когда его ругают, и начинает плакать. В 10 месяцев понимает, когда его хвалят, когда с ним прощаются, обнимает родителей. В 11 месяцев пытается подражать родителям, перестает выполнять действия, когда за них ругают.

Советы

СОВЕТ №1

Наблюдайте за развитием моторики вашего ребенка. В возрасте около 3-4 месяцев многие дети начинают хватать игрушки, поэтому важно предлагать им безопасные и легкие предметы, которые легко держать в руках.

СОВЕТ №2

Создайте стимулирующую среду. Размещайте игрушки на расстоянии, чтобы побудить ребенка тянуться и хватать их. Это поможет развивать не только хватательный рефлекс, но и координацию движений.

СОВЕТ №3

Выбирайте игрушки, которые способствуют развитию. Обратите внимание на игрушки с различными текстурами, звуками и яркими цветами, которые могут заинтересовать ребенка и побудить его исследовать их с помощью рук.

СОВЕТ №4

Играйте вместе с ребенком. Участвуйте в играх, где вы показываете, как держать и манипулировать игрушками. Это не только укрепит связь между вами, но и поможет ребенку учиться через подражание.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Присодиняетсь к нам в соц.сетях
Принимаем к оплате
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ