РТ, г.Нижнекамск ул.Сююмбике

Что должен уметь ребенок в 4 месяца для гармоничного развития

Основные навыки

Четвёртый месяц жизни малыша отмечает переход от инстинктивного существования к более целенаправленному. Ребёнок начинает осознавать своё тело и реагировать на его сигналы. В этом возрасте кроха активно исследует мир, проявляя инициативу, воздействуя на предметы и наблюдая за реакцией. Этот период важен для осознанного роста и развития малыша.

Что умеет ребёнок в 4 месяца:

  • Малыш может самостоятельно переворачиваться на спину и обратно. На животе поднимает корпус, опираясь на ладошки, и удерживает это положение.
  • Лежа на спине, пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся более точными: кроха старается управлять ими, удерживать игрушку в течение минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или обнимать во время кормления, а также забирать бутылочку.
  • При плаче на глазах появляются слёзы — это свидетельствует о формировании слёзных желез.
  • Хорошая новость для родителей: в конце третьего месяца — начале четвёртого проходят колики, и работа желудочно-кишечного тракта нормализуется.
  • Слух малыша значительно улучшается — он начинает поворачиваться в сторону звуков.
  • Глазные мышцы окрепли, и если косоглазие не вызвано патологиями, оно обычно исчезает.
  • Если малыша, лежащего на спине, потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвёртый месяц — слишком ранний срок для целенаправленного присаживания. Позвоночник малыша ещё не окреп, и такие нагрузки могут быть опасны. Обычно этот навык осваивается к концу пятого месяца или позже. Раннее присаживание особенно рискованно для девочек, так как может привести к неправильному формированию матки и проблемам с беременностью. У мальчиков таких последствий нет, но и их не следует присаживать слишком рано.

Малыш пробует дотягиваться до игрушек

Врачи отмечают, что в четыре месяца ребенок начинает активно развиваться и демонстрировать новые навыки. В этом возрасте малыши уже могут удерживать голову в вертикальном положении, что свидетельствует о развитии мышц шеи и спины. Они начинают проявлять интерес к окружающему миру, активно исследуя его с помощью зрения и слуха. Врачи подчеркивают, что дети в этом возрасте могут следить за движущимися предметами и даже пытаться тянуться к ним. Кроме того, они начинают издавать звуки, что является важным этапом в развитии речи. Важно, чтобы родители обеспечивали ребенку разнообразные стимулы для развития, включая игры и общение, что способствует укреплению эмоциональной связи и развитию социальных навыков.

Четвертый месяц жизни. Календарь развития ребенкаЧетвертый месяц жизни. Календарь развития ребенка

Отличия девочек и мальчиков

Существенных различий между мальчиками и девочками немного. Доктор Евгений Комаровский, педиатр и кандидат медицинских наук, выделяет несколько ключевых моментов.

Развитие Что должен уметь Примечания
Физическое развитие Поддерживает голову в вертикальном положении Может ненадолго держать голову, когда его держат вертикально.
Переворачивается со спины на бок Некоторые дети начинают переворачиваться в этом возрасте, другие позже.
Сильно хватает предметы Рефлекторное хватание развивается в более раннем возрасте, но теперь ребенок может целенаправленно хватать игрушки.
Улыбается Сознательная улыбка – важный этап социального развития.
Когнитивное развитие Следит за движущимися предметами Может следить за игрушкой, которая медленно движется перед ним.
Распознает лица близких Узнает родителей и других близких людей.
Гулит и лепечет Начинает экспериментировать с различными звуками.
Социально-эмоциональное развитие Взаимодействует с окружающими Реагирует на голос и прикосновения.
Проявляет интерес к игрушкам Может играть с погремушками и другими игрушками.
Выражает эмоции Может выражать радость, удивление, недовольство.

Что должен уметь ребенок в возрасте одного года

Характеристики развития мальчиков и девочек

Сфера Мальчики Девочки
Внутриутробное развитие и роды Эмбрионы мальчиков подвергаются большему стрессу и риску преждевременных родов, им приходится бороться за выживание. Мозг мальчика ориентирован на развитие. Девочки развиваются быстрее после рождения, рождаются более зрелыми. Мозг девочки настроен на выживание.
Физическая Дыхание осуществляется через живот. Легкие мальчиков больше, они сильнее и подвижнее. Лучше видят левым глазом, пространственное восприятие более развито. Дыхание грудное. Девочки более выносливы, лучше реагируют на громкие звуки и распознают лица. Зрение у них периферийное, они лучше различают красный спектр цветов и начинают говорить раньше.
Психическая Левое полушарие созревает медленнее, преобладает наглядно-образное восприятие. Правое полушарие созревает медленнее, девочки обладают «речевым» восприятием благодаря раннему развитию речи.
Эмоциональная Мальчики более беспокойны и спят меньше, реагируют на новое окружение слезами. Плач девочек чаще вызван нехваткой внимания, они требуют больше общения и заботы.

Основные навыки, которые должен развивать малыш в 4 месяца:

  • Уверенно держит голову, может долго рассматривать окружающее, начинает опираться на локти и подниматься на руках.
  • Полностью освоены перевороты со спины. Активные малыши начинают ползать, помогая себе ножками.

Важно! Не оставляйте малыша на кровати или диване – он может упасть во время переворотов.

  • Лежа на спине, пытается сесть, поднимая голову и плечи. Можно помочь, предлагая игрушку из рук – это укрепит плечевой пояс.
  • Отрабатывает «пинцетный» захват, старается прикоснуться ко всему, удерживать предметы и управлять ими. В кроватке исследует окружение, что развивает моторику пальцев.
  • В процессе игры и общения проявляет эмоции: радость, удивление, тревогу или плач. Эмоциональный спектр расширяется.
  • Гуление становится более продолжительным. Иногда, проснувшись ночью, может долго «разговаривать» с собой, произнося различные звуки.

В возрасте четырех месяцев дети начинают активно развиваться, и родители часто обсуждают, какие навыки должны быть у их малышей на этом этапе. Многие считают, что к этому времени ребенок должен уметь удерживать голову в вертикальном положении, что свидетельствует о развитии мышц шеи. Также важно, чтобы малыш мог переворачиваться с живота на спину и наоборот, что является первым шагом к более активному движению.

Некоторые родители отмечают, что их дети начинают проявлять интерес к окружающему миру: они могут следить за движущимися предметами и реагировать на звуки. В этом возрасте также активно развиваются социальные навыки — дети начинают улыбаться в ответ на улыбку взрослых и могут издавать звуки, что является началом общения.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и темпы развития могут варьироваться. Главное — поддерживать малыша, создавая для него комфортную и стимулирующую среду для роста и обучения.

Четвертый месяц. Календарь развития ребенкаЧетвертый месяц. Календарь развития ребенка

Физическое развитие

Пеленание новорожденного

В этом месяце угасают многие рефлексы: исчезает хватательный рефлекс, и ребенок начинает самостоятельно выбирать игрушки. Масса тела может увеличиться на 750 граммов, а рост – на 2,5 см.

Физические изменения:

  • У малыша исчезли высыпания на коже.
  • Увеличивается слюноотделение, так как ребенок исследует мир и тянет предметы в рот. У некоторых детей могут появиться первые зубки уже в 4,5 месяца.

Дополнительные рекомендации. Держите подальше от малыша мелкие предметы, такие как игрушки, пуговицы и горошины, чтобы избежать удушья или проглатывания.

Краткая таблица физических показателей

Восприятие окружающего мира

Что должен уметь малыш в 1 месяц

К этому времени ваш малыш начинает хорошо видеть на расстоянии 3-3,5 метров. На свежем воздухе можно брать его на руки, показывать окружающий мир и рассказывать о том, что происходит вокруг. Это занятие полезно и дома, чтобы малыш знакомился с окружающей средой и развивал зрение.

Важно! Ребенок различает лица родителей и радуется, видя их. Он улыбается не только добрым людям, но особенно маме и папе.

Слух также важен для восприятия мира. Слушайте с малышом классическую музыку, читайте сказки или пойте. Хотя он не понимает смысл слов, улавливает интонацию и тембр голоса. Эти звуки запомнятся и будут сопровождать его в жизни – в трудные моменты он будет слышать голос мамы в сознании. Малыш реагирует на громкий голос родителей, может испугаться и заплакать, поэтому избегайте ссор в его присутствии. Речь становится более мелодичной и эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, произнося бессмысленные слоги.

С любопытством малыш изучает все вокруг

Что должен уметь ребенок в 4 месяца?Что должен уметь ребенок в 4 месяца?

Социальные навыки

Мозг ребенка быстро развивается, и вскоре он начинает проявлять социальные реакции на положительные стимулы, такие как интерес и радость.

Что важно освоить младенцу в социальном взаимодействии:

  • Улыбаться и отвечать на улыбку взрослого.
  • Смеяться и двигать ручками и ножками, когда весело.
  • Гулить, издавать звуки и варьировать интонации.
  • Реагировать на свое имя.
  • Радоваться любимой игрушке и появлению новой.
  • Следить глазами за движущимися объектами: игрушками, погремушками, животными и родителями.
  • Реагировать на любимую музыку, что может успокоить плачущего малыша, который может начать подпевать.
  • Различать голоса мамы и папы, а также знакомые голоса.

Дополнительная информация. Родителям приносит радость «комплекс оживления» малыша: увидев маму и папу, он начинает смеяться, активно двигать конечностями и пытаться схватить их руки.

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

Психоэмоциональное развитие

У четырехмесячного малыша активно развиваются эмоции, чувства становятся ярче, а психика прогрессирует.

Эмоциональное развитие проявляется в следующих аспектах:

  • Ребенок оживляется при встрече с знакомыми.
  • Увидев маму, начинает радостно щебетать и издавать гулкие звуки.
  • Радуется, глядя на свое отражение.
  • В речи появляется лепет, слышны звуки «ба», «ма», «па», хотя они еще не осознаны.
  • К радости и грусти добавляются новые эмоции: гнев, обида, злость, что расширяет эмоциональный спектр.
  • Поведение становится более дифференцированным: радуется, если игра нравится, и плачет, если она прекращается. Выбирает любимые игрушки.
  • Реагирует на музыку, поворачиваясь к источнику звука, выделяет ритмичные и мелодичные композиции.
  • Прислушивается, когда произносят его имя.
  • Осознает свое тело, ощущает его в пространстве, рассматривает ладошки и трогает ножки. Познание происходит через игру.
  • Зрение достигает уровня взрослого, начинает различать цвета.

Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку

Что способствует развитию

Чтобы ваш малыш развивался активно, уделяйте ему внимание и занимайтесь с ним:

  • Подвесьте над кроваткой игрушки (например, карусель) – он сможет их хватать, трогать и рассматривать. Лучше, если они будут разнообразными по текстуре и издавать звуки.
  • Развивайте мелкую моторику: дайте ему поиграть с погремушками, мягкими игрушками и резиновыми пищалками.
  • Играйте в «прятки»: закройте лицо ладонями, затем откройте его, произнося «ку-ку». Можно прикрывать глазки малыша, а потом – свои. Дети любят такие игры.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся точки, активизирующие работу кишечника. Эта игра полезна для мышц рук и пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри: малыш будет с интересом наблюдать, как они опускаются.
  • Наденьте на ножку малыша носочек яркого цвета, чтобы он мог попытаться его снять и дотянуться до него.
  • Тренируйте координацию: медленно поднимайте и опускайте ручки малыша, затем скрестите их на груди и разведите в стороны.
  • Во время гимнастики пойте ему песни, разговаривайте, читайте стихи и потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Ведите «диалог» с малышом, он будет видеть вашу мимику и стремиться подражать.

Обратите внимание! Малыш познает мир через игру, поэтому важно сделать процесс обучения увлекательным.

Существует ряд мероприятий, способствующих психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по расписанию.
  • Ежедневное купание в теплой воде, можно посещать бассейн для грудничков.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания техники).
  • Постоянное общение с малышом.
  • Чтение потешек, стихов и пение колыбельных.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Когда стоит беспокоиться

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Один может освоить навык в четыре месяца, другой — в три, а некоторые могут отставать.

Обратите внимание на следующие моменты:

  • Ребенок не издает звуков, не лепечет и не проявляет активности.
  • Нет реакции на звуки (голос мамы, музыка, произнесение имени).
  • Отсутствие реакции на знакомых людей, особенно родителей.
  • Малыш не интересуется игрушками и играми.
  • Не может удерживать голову, лежа на животе.
  • Не переворачивается или не пытается это сделать.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте дети активно интересуются играми, познавая окружающий мир. Маме следует предлагать разнообразные игрушки по форме, текстуре и материалу.

Если родители замечают три или более отклонения, это может указывать на проблемы в развитии. Игнорировать эти сигналы не стоит, так как они могут быть серьезными. Для выяснения ситуации необходимо обратиться к педиатру. Квалифицированная помощь поможет быстро решить возникшие трудности. Врач подскажет, какая область требует внимания, и выявит причины проблемы. В редких случаях может потребоваться медикаментозное лечение.

Не существует универсальных таблиц с навыками детей, так как каждый малыш развивается индивидуально. Лучший подход — наблюдение за своим ребенком. Вместо акцента на недостатках, сосредоточьтесь на развитии через игру, чтобы ребенок чувствовал любовь и заботу родителей.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

Вопрос-ответ

Что должно насторожить родителей в 4 месяца?

В 4 месяца родителей должны насторожить отсутствие реакции на звуки и лица, отсутствие интереса к игрушкам, неумение удерживать голову в вертикальном положении, а также отсутствие улыбки или других социальных взаимодействий. Если ребенок не проявляет активности или не достигает других возрастных норм, это может быть поводом для обращения к врачу.

Какие развивашки нужны ребенку в 4 месяца?

В 4 месяца ребенку подойдут развивающие игрушки, способствующие развитию моторики и сенсорных навыков, такие как мягкие погремушки, игрушки с текстурами, яркие подвески и маты с элементами для исследования. Также полезны игрушки, которые издают звуки или светятся, чтобы стимулировать слух и зрение. Важно, чтобы игрушки были безопасными и легко очищались.

Советы

СОВЕТ №1

Следите за развитием моторики. В 4 месяца ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поэтому важно предоставлять ему возможность для упражнений на животе. Это поможет укрепить мышцы шеи и спины, что является основой для дальнейшего ползания и сидения.

СОВЕТ №2

Обратите внимание на зрительное восприятие. В этом возрасте дети начинают лучше различать цвета и формы. Используйте яркие игрушки и предметы, чтобы стимулировать зрительное развитие. Меняйте их местами, чтобы ребенок учился фокусироваться и следить за движущимися объектами.

СОВЕТ №3

Развивайте слуховые навыки. Читайте ребенку книги, пойте песни и включайте музыку. Это не только способствует развитию слуха, но и укрепляет эмоциональную связь между вами и малышом. Обратите внимание на его реакции на звуки — это поможет понять, что ему нравится.

СОВЕТ №4

Создавайте комфортную среду для общения. В 4 месяца ребенок начинает активно издавать звуки и «разговаривать». Поддерживайте его инициативу, отвечая на его «разговоры» и подражая звукам. Это поможет развивать речевые навыки и уверенность в общении.

Ссылка на основную публикацию
Похожее
Присодиняетсь к нам в соц.сетях
Принимаем к оплате
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ